Японцы издревле были завзятыми путешественниками – когда один человек собирался совершить паломничество к святым местам, на дорогу ему сбрасывались всей деревней – с учётом того, что он привезёт памятные сувениры для всех.
Таким образом, получалось, будто человек лично посетил святыню. Массовое участие было залогом непрерывного бума как для гостиничного, так и для сувенирного бизнеса. Уже в те времена были утверждены (негласно конечно же) многие паломнические маршруты – можно было выбрать один из предлагаемых 88 храмов острова Сикоку, священные места Западных провинций или совершить восхождение на Фудзи-сама.

В эпоху сёгуната Токугава перемещение населения строго регламентировалось, но на паломничества не налагалось никаких запретов, и очень часто подобные вояжи имели развлекательный характер для простых людей. В то же время каждый даймё был обязан проводить часть времени в Эдо (Токио), а часть – в своих родовых землях, таким образом наблюдалась постоянная ротация даймё и их свиты из разных концов страны в её столицу и обратно. Это требовало создания соответствующих удобств для путешественников и упорядочения коммуникаций в стране в целом.

В эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) в стране была сооружена разветвленная сеть железных дорог, и это значительно облегчило совершение путешествий. Тем не менее, хотя все могли странствовать совершенно свободно, лишь немногие делали это удовольствия ради – разумеется, за исключением богачей. И только в конце 50х годов, когда обрели популярность групповые туры к горячим источникам, спонсируемые компаниями для своих работников, в Японии начала развиваться подлинная индустрия туризма, ориентированная на массовый рынок.

Дальнейших рост жизненных стандартов и распространение пятидневки среди рабочих внесли заметный вклад в развитие туризма внутри страны. Особенно оживленный характер он приобретает в так называемую "золотую неделю" (29 апреля - 5 мая), на которую приходятся четыре национальных праздника, и в августовскую неделю в середине этого месяца, когда японцы поминают умерших предков. Групповые туры все еще популярны, но современные японцы всё чаще путешествуют в компании родственников и друзей, останавливаясь на курортах, которые предоставляют спортивные и рекреационные возможности.

В настоящее время туризм как составная часть отрасли экономики претерпевает ряд существенных изменений – всё больше японцев отправляется путешествовать по родной (и не только) стране и все они предъявляют повышенные требования к качеству предоставляемых услуг. В систему туризма входят транспортное и гостиничное обслуживание, посреднические службы, устраивающие путешествия, а также производство и продажу сувениров.