«Ути» это внутренний круг общения для японцев, «сото» - все те, кто остаётся снаружи.
У каждого из нас есть свой круг общения: семья, друзья, коллеги по работе, знакомые и т.п. К каждой группе мы предъявляем свои требования и соблюдаем определённые нормы поведения. В каждой группе мы, по сути, надеваем разные маски, при этом оставаясь самими собой. К членам каждой из групп мы относимся по-разному и очень часто (и это вполне закономерно и понятно) членам одной группы позволяется и прощается делать много из того, что запрещено и порицается в другой группе (например, только очень близким людям мы можем позволить подтрунивать над собой или делать нам особо критические замечания, которых бы не потерпели от посторонних).

В Японии такое деление на своих и чужих называется «ути то сото». В связи с таким подходом в настоящее время у японцев очень часто возникают проблемы в общении с окружающими. Подробнее об этом Вы можете прочитать в нашей статье.

Как Вы, наверное, уже знаете, японцы обычно всех иностранцев называют словом «гайдзин» - «человек извне», при этом не важно, из какой страны они приехали, сколько времени провели в Японии и насколько хорошо знают (если знают) японский язык. Также существуют такие понятия как «ути-но моно» - «внутренний [мой] человек» (так иногда мужья обращаются к жёнам) и «сото-но хито» - «люди, находящиеся снаружи», т.е. те, которые не относятся к семейному кругу.

Понятие «ути» включает в себя:

1. внутри;

2. моя семья, мой дом;

3. группа, к которой принадлежит японец;

4. вторая половинка японца/японки, т.е. жена/муж.

Понятие «сото» распространяется на:

1. снаружи;

2. улица, всё за пределами дома;

3. другие группы.

Если сопоставить два этих понятия, то мы увидим, что японцы проводят очень чёткую границу между «своими» и «чужими» в своей жизни. В остальном мире такое деление подчас может рассматриваться как дискриминация, но в самой Японии понятие «ути то сото» имеет очень глубокие корни и чрезвычайно важно для самих японцев.

«Ути» и «сото» проявляются в построении традиционного японского дома с его высоким и прочным забором, каковым японцы отгораживались от всех, кто принадлежит к группе «сото», и передвижными внутренними перегородками сёдзи, которые оставляли чрезвычайно мало для ведения тайной личной жизни каждого обитателя такого дома. Благодаря сёдзи члены одной семьи практически всё время проводят вместе, вне зависимости от того, чем они занимаются – отдыхают, занимаются или обедают, таким образом происходит сплочение семьи, а также её некая изоляция от всего остального мира.

Основой для появления концепции «ути то сото» послужил традиционный японский семейный уклад – «система иэ», где «иэ» обозначает «дом». Эта система базировалась на моральных нормах, разработанных в период сёгуната Токугава и укреплённых в период Реставрации Мэйдзи. Такой домашний уклад жизни характеризовали три черты, первой из которых являлся патриархат – глава дома обладал абсолютной властью над членами семьи и его решения не обсуждались ни в коем случае, а члены семьи должны были беспрекословно ему подчиняться. Также глава клана отвечал за семейный бизнес и оплачивал из полученного дохода труд всех остальных членов семьи. Учитывая патриархальное построение семейного уклада, логично будет предположить, что наследником семьи должен был стать старший сын, поэтому он приводил в дом отца и матери свою жену и в дальнейшем учился вести хозяйство – так традиция вести семейные дела передавалась по наследству. Если у наследника были сёстры или братья, им также находилось занятие внутри клана, при этом каждый занимался своим делом и внутри семьи существовало строгое разделение обязанностей. При этом само дело, которым занимался каждый человек, считалось куда важнее самого человека и с мнением отдельного человека в пределах семьи не особенно считались, но тем не менее он знал, что его труд важен для семьи и клана, благодаря чему вырабатывалось и укреплялось чувство сплочённости внутри семьи – каждый знал, что делает нужное дело, которое в конечном счёте служит процветанию семьи.