"Отаку" - это японский термин для обозначения людей, буквально одержимых какими-либо интересами и хобби, в особенности это касается любителей аниме, манги и видеоигр [1].
Следует особо выделить отношение к данному термину по всему миру, так, например, в Японии к термину "отаку" относятся крайне негативно, к тому же отаку в Японии - это собирательное понятие, отаку в Японии - это человек, который до крайности довел своё увлечение чем-либо. Синонимом к японскому отаку было бы понятие "фанатик".
Для Запада (Европа и США) - термин несет даже некий положительный смысл, но ассоциируется только с аниме, компьютерными играми, косплеем (от англ. cosplay - costume play - костюмированная игра) и т.д.
В России же прижился термин - "анимешник", хотя некоторые "анимешники" с большим стажем предпочитают данному термину термин "отаку", который в России также не несет никакой негативной смысловой нагрузки.
Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят [2]:
– По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины);
– По стилям повествования (комедия, драма, триллер, романтика, и т. д.);
– По антуражу и технологиям (меха, киберпанк, школьная история, фэнтези, паропанк, и т. д.);
– По психологии, целям и характеру отношений персонажей (сэнтай, спокон, махо-сёдзё, гарем);
– По наличию и детализации сексуальных сцен (этти, хентай, яой, юри).
Просмотрев данные, представленные сетью INTERNET, мы не смогли найти адекватной классификации аниме-отаку, отражающей все их качественные характеристики, их стиль жизни, мировоззрение.
Поэтому нами была предпринята попытка классифицировать отаку по другой схеме.
Для начала Нихон-Отаку (от яп. «Нихон» - Япония) следует разбить на такие подклассы, как:
– Аниме-отаку (сюда входят различные типы, также те, кто увлекаются сборкой аниме моделей)
– Манга-отаку
– Косплейщики
– Геймеры
– Любители всех проявлений современной японской культуры, японисты, японофилы.
Очень часто один человек может быть увлечен сразу несколькими направлениями, например, читать мангу (японские комиксы), смотреть аниме, шить костюмы, играть в компьютерные игры и т.д.
Порой некоторые люди приходят к увлечению чем-то конкретным через аниме или другие сферы, например, начинают изучать японский язык, японскую каллиграфию, кендо.
Кроме того, широкое разнообразие жанров аниме предоставляет нам возможность классифицировать аниме-отаку на такие подкатегории, как:
– Любители жанров - НФ, киберпанка, меха-аниме, паропанк/стимпанк, космическая опера
– Любители жанров - романтики, повседневности, добуцу, идолы, отаку, каваий
– Любители жанров - фэнтези
– Любители жанров - мистики, апокалиптики, постапокалиптики
– Любители жанров - боевые искусства, самурайский боевик, история Японии
– Любители жанров - хентай/этти, яой, юри, сётакон, лоликон, сёдзё-ай, сёнэн-ай
– Любители жанров - философия, психологический триллер, парапсихология, социальный фильм, исторические фильмы
Здесь следует отметить то, что фантазия автора аниме ничем не ограничивается, поэтому он может сочетать любые жанры и аниме-отаку может порой отдавать предпочтение сразу нескольким жанрам, либо сочетанию каких-то определённых.
Кроме того, бывают и такие отаку, которые смотрят практически всё, за исключением некоторых жанров, либо ограничивают выбор аниме режиссером (например, некоторые смотрят только аниме Хаяо Миядзаки, Мамору Осии, или же снятые по манге какого-то конкретного мангаки), либо студией (GONZO, Mad House, IG Production, DEEN и т.д.).
Если аниме рассчитано на более взрослую аудиторию, то оно подразумевает сочетание всех видов человеческих отношений, которые могут быть описаны в фильме или книге, такое аниме по содержанию ничем не отличается от фильмов и книг, главное отличие - подача истории и визуальный ряд (например, аниме "Monster").
Данная классификация не может охарактеризовать отаку в полной мере, они могут быть и ретро-отаку (те, кто смотрят только старые аниме-фильмы), отаку-меломаны (смотрят аниме любых жанров, самое главное, чтобы им нравилось).
Отнесение человека к какой-то конкретной подкатегории аниме-отаку зависит скорее от психологического и биологического возраста человека, его мировоззрения (если мы берём Японию, то там все дети просто растут на аниме, то есть аниме играет огромную роль в социализации будущих граждан страны), от того, сколько времени он увлекается аниме и насколько он зависим от него.
Выбор отаку аниме-жанра зависит от его системы ценностей, от социализации и воспитания. Впоследствии аниме-отаку может найти себе ещё какое-то увлечение, связанное с этой субкультурой, например, он может собирать аниме-модели гандамов (это очень популярно в Японии благодаря аниме-сериалу "Mobile Suit Gundam", одному из них даже возвели 30-метровую статую в Японии благодаря поддержке Таро Асо - "главному отаку страны") или же заниматься косплеем, рисовать додзинси.
Таким образом, если мы хотим классифицировать аниме-отаку, то мы можем использовать только временные рамки, всё остальное зависит от типа личности. Исходя из этого, мы можем выделить:
– Новичок (Kohai) (смотрит всё, что найдёт или посоветуют);
– Уже не новичок, но ещё не отаку (Senpai) (уже определился в жанрах, которые ему нравятся);
– Отаку (Dono) (хорошо разбирается в аниме, при этом уже начинает выбирать только лучшее из лучших);
– Дай-отаку (от яп. «Dai otaku» - «большой отаку») (Sensei) (посмотрел практически всё, что можно, если же и нет, то имеет представление обо всей аниме-культуре, зачастую критически относится ко всем произведениям и только некоторое аниме для него действительно является апофеозом человеческого гения).
Многие люди критикуют аниме за обильное количество сцен насилия, эротики и т.п., но не все жанры характеризуются этим, некоторое аниме снимается на социальные темы, так например, аниме "Босоногий Ген", "Могила Светлячков" - являются эталоном аниме антивоенной тематики.
Аниме - как и любой вид современного искусства при неконтролируемом "потреблении" может привести индивида к отчуждению от общества. Но не только аниме может привести к такому повороту событий, даже больше: аниме, компьютерные игры, социальные сети, косплей - это только следствие. Причина лежит гораздо глубже - в самом обществе, а точнее в его безразличии по отношении к новому подрастающему поколению, его отчужденности от реальной жизни и инфантильности его родителей, не желающих ничего менять.
"Степень атомизации общества по нашему мнению следует определять в соответствии с количеством индивидов, укрывшихся в своих "стальных пещерах", то есть степень атомизации обратно пропорциональна уровню уединенности: чем больше людей боится выйти в реальный мир, тем меньше этот мир представляет собой реальность" [3].
Хикикомори и NEET`ы в Японии - большая демографическая проблема [3].
Демографическое распространение NEETов было выявлено в статистике по занятости населения. Рост популяции NEETов (если предполагаемое количество было оценено - 480 000 человек в сентябре 2002, то в сентябре 2003 было уже - 520 000 (по данным Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии), был встречен с беспокойством японскими политическими деятелями, из-за потенциального воздействия, которое этот рост может оказать на японскую экономику. Другие исследования японского правительства, проведенные в 2002 году, дают цифру- 850 000 человек, подпадающих под классификацию NEETов из которых 60% находятся в возрасте от 25 до 34 лет.
Единственное различие, которое существует между Японией и Англией по отношению к нитам состоит в том, что в Японии термин "Neet" очень часто используют для выражения пренебрежения по отношению к нитам, умаления их человеческих прав и достоинств.
Это отличается от статистического определения, которое включает домашних хозяек и нетрудоспособных из-за каких-либо обстоятельств. Практически, домашние хозяйки или нетрудоспособные не составляют большого процента в этой категории, хотя статистические данные их всё же учитывают. Это связано с тем, что в Японии "Neet" определяется, как человек, нежелающий или отказывающийся от работы или образования.
В отличие от большинства западноевропейских стран, пособие по безработице в Японии прекращают выплачивать после 3-6 месяцев. Следовательно содержание NEETов в Японии полностью ложится на плечи их родителей. Проблема заключается в полной социальной изоляции нита от остального общества, а также готовности родителей, представляющих средний класс, поддержать эту изоляцию. Эта форма социальной изоляции связана с феноменом hikikomori. NEET не обязательно должен быть hikikomori, в то время как все hikikomori - NEETы.
Это феномен рассматривается как симптом японской рабочей культуры, которая требует от человека высокой ответственности не только перед собой, но и коллективом, а так же вынуждает человека соглашаться на сверхурочную работу и ставить работу во главе угла, тогда как личная жизнь уходит на второй план. Здесь мы видим победу коллективизма над индивидуализмом, что нередко приводит к смертельным случаям либо от переутомления на работе (karoshi) либо от неудовлетворенности жизнью.
Так, например, начиная с 1998 года, количество самоубийств в Японии превышает отметку - 30 тысяч:
"Как сообщило в четверг "Kyodo News", число людей, совершивших самоубийство в 2008 г., составило около 32 тыс. человек, что превышает отметку в 30 тысяч уже 11-й год подряд".
"Впервые число самоубийств за год превысило отметку в 30 тыс. случаев в 1998 г., составив 32863 инцидента, что представляет собой резкое увеличение в сравнении с 1997 г. (24391 случай). Рост числа самоубийств в 1998 г. на фоне экономического спада характеризуется большим количеством неудач в бизнесе. Согласно данным НПА, с 1998 г. планка количества самоубийств ниже 30000 не опускалась: в 2003 г. число таких случаев достигло 34427, в 2006 г. - 32155, в 2007 г. - 33093." [4]
NEETы и хикикомори принадлежат к молодому поколению, то есть к тем, кто не желает или не способен приспособиться к ценностям старших поколений. Эти люди находятся в неком культурологическом разломе парадигм, не способность выработать новую культурно-ценностную парадигму, потому, что эти люди типичные представители обществ спектакля и потребления, заставляет их просто уйти, исчезнуть из реальной жизни.
"Основы, на которых держится цивилизованный мир - и без которых он рухнет, - для массового человека попросту не существуют. Эти краеугольные камни его не занимают, не заботят, и крепить их он не намерен" (Хосе Ортега-и-Гассет, "Восстание масс").
В Японии, NEETы - это те, кто не может принять социальную модель поведения при достижении совершеннолетия, то есть при вступлении во взрослую жизнь.
Некоторые эксперты заявляют, что эта проблема происходит из-за длительного экономического застоя, который продолжался в течение всех 1990-ых годов, то есть эти люди порождение экономики мыльного пузыря. Застой в 1990-е годы привел к высокому уровню безработицы среди молодежи - 2.13 миллионов по оценкам экспертов.
Также большой проблемой для будущего японцев, как нации - является падение рождаемости и повышения уровня старения, то есть повышение уровня продолжительности жизни:
"Согласно выпущенной сегодня японским правительством "белой книге", Япония является одной из лидирующих стран - что в данном случае восторгов не вызывает - с точки зрения старения населения и снижения рождаемости.
По данным ежегодно выпускаемой Белой книги по сокращению рождаемости, по состоянию на октябрь 2008 г. лица в возрасте от 65 лет и старше составляли 22,1% от общей численности населения страны, тогда как лица в возрасте до 14 лет составляли лишь 13,5% от общей численности населения.
Согласно прогнозам, представленным в документе, к 2055 г. часть населения, занятая производительным трудом (т.е. в возрасте с 15 до 64 лет), сократится с 81,64 млн. человек до 45,95 млн. человек" [6].
NEET отличается от freeter`a (классификация для тех, кто подвержен горизонтальной социальной мобильности на низкооплачиваемых рабочих местах), но они оба являются реакцией японской молодежи на традиционное достижение высших общественных благ начиная с самого малого - salaryman. Рост числа freeterов и NEETов в Японии показывает, что система пожизненной занятости не смогла устоять перед лицом экономических процессов и глобализации. Пригодность пожизненного найма в одной компании стала все более и более ненадежной и для корпораций, и для индивидуумов.
Профессор Митико Миямото (Michiko Miyamoto) описывает ситуацию, как: "социальная структура была уничтожена в индустриальном обществе, в то время как молодые люди становятся взрослыми".