К началу XIII в. империя Цзинь, находилась в зените своего могущества. Само название империи: Цзинь - "Золотая" несло в себе притязания на власть (каковой обладает золото) и долголетие (золото не ржавеет). Основанная в начале предыдущего столетия чжурчжэнями (народ, через пять веков названный маньчжурами), в лесах южной Маньчжурии, она к середине XII в. распространила свое господство на обширные территории Дальнего Востока и Северного Китая и с этого времени безвозбранно доминировала в регионе.

Неизбежная многонациональность империи не являлась проблемой для страны. Народ династии - чжурчжэни (а их к 1207 насчитывалось 6 158 636 человек) проживал в основном в лесных областях на сравнительно редко заселенном северо-востоке. Разумеется, что несколько сот тысяч из них, в большинстве своем потомственные воины, устроились и в южных, преимущественно китайских районах государства. Насколько можно установить из источников, у чжурчжэней не происходило сколько-нибудь значительных трений с этническим большинством - китайцами (хань). И наоборот - явное напряжение ощущалось в отношениях с еще одним крупным народом империи - киданями. Последние, господствовавшие в империи Ляо (сокрушенной чжурчжэнями в 1114-1128 гг), не забыли свои поражения и при любом удобном случае готовы были отомстить победителям. У кочевников (киданей и чжурчжэней), оказавшихся в населенных китайцами местностях, полным ходом шел процесс китаизации, смены традиционных ценностей. В наибольшей мере это проявилось при дворе. полностью перенявшем китайский образ жизни.

Административное деление страны на 19 губерний позволяло вовремя и успешно осуществлять управление страной, что в равной же мере осложнялось распухшим (по китайскому примеру) бюрократическим аппаратом.

Отдавая дань кочевому прошлому, двор империи (высшие эшелоны власти прочно оккупировали представители рода Ваньян) не имел какого-то постоянного местопребывания. В зависимости от тех или иных причин император постоянно переезжал - из столицы в столицу. Для этого в свое время было учреждено пять столиц: Южная - в городе Кайфын (Бяньцзин), Северная - Дадин, Западная - Датун, Восточная - Ляоян. Главнейшей по своему значению была все же Средняя столица, размещавшаяся в Чжунду (практически идентичен с современным Пекином). В упомянутых пунктах были выстроены громадные комплексы императорских дворцов.

Система имперской обороны была зеркально противоположна традиционной китайской оборонной концепции - т.е обращена лицом не к степям севера, а на юг. Основным противником по праву считалась китайская империя Южная Сун, с которой Цзинь вела, время от времени, жестокие войны. Вдоль пролегавшей по р. Хуайхэ границы были выстроены многочисленные укрепления а крепости укреплены и снабжены сильными гарнизонами. Горные проходы и дефиле были надежно прикрыты заставами. Была также установлена сеть постов раннего оповещения.

Надо полагать, что основные силы полевой армии были развернуты именно на юге. Также и высшее команндование считало южный театр военных действий наиболее вероятным и готовилось к ведению войны именно там. Следует отметить, что традиционная кочевническая тактика чжурчжэней - вести войну предпочтительно кавалерийскими соединениями, к началу 13 в. уступает китайской. В связи с притоком китайцев в армию множатся, и в конце концов становятся преобладающими, пехотные части, изменяя тем самым всю концепцию ведения войны.

Северная граница империи вопреки существующим сейчас представлениям о Великой стене, была прикрыта довольно слабо. Великая стена уже триста лет не получала должного ухода ( начиная с появления в этих местностях империи Ляо, которой стена не была нужна, ибо ляосцы в отношении кочевников проводили наступательную стратегию. Той же линии держались и чжурчжэни). За триста лет система укреплений Стены безусловно успела изрядно обветшать, однако по прежнему представляла собой довольно значительное препятствие (напомню: система Стены включала в себя на некоторых участках до пяти параллельных рядов укреплений) для конницы кочевников, всегда, впрочем, знавших, где ее обойти. Попытки первых императоров Цзинь распространить свое владычество на Монголию, окончились в 1147 г., поражением экспедиционной армии.

Район Датуна, прилегающий к юга к Великой стене, считался со стратегической точки зрения далеким и спокойным тылом. Здесь паслись табуны армейских коней, т.е. средство пополнения ударной силы цзиньской армии - кавалерии. Армия Цзинь начитывала до миллиона человек (что как-то слишком уж много для сорокамиллионной империи), из них большая часть стояла гарнизонами в городах, оставляя в полевой армии пару сотен тысяч солдат. В оборонительных войнах (как например в войне с Южной Сун в 1204-1208 гг.) именно полевая армия наносила противнику жестокие удары, заставляя его откатываться на свою территорию.

Экономика была обыкновенной для преимущественно аграрной страны. Главными источниками доходов являлись:пошлины с торговли по постШелковому пути (конечно, сильно захиревшему с античных времен) и налоговые поступления . Немалые суммы поступали в качестве дани от Южной Сун (250 тыс. связок монет и 250 тыс. лянов серебра (1 лян = 37 грамм)), закрепленной договором от 1142 г. Наиболее прожорливыми расходными статьями бюджета являлись вооруженные силы и поддержание в действующем состоянии системы дамб, плотин и шлюзов долине Хуанхэ - главной житнице страны.

Отношения с кочевниками императоры Цзинь строили по вассальному признаку. С отменным результатом применялся принцип "разделяй и властвуй". На неугодные империи племена частенько совершались карательные походы. Все вожди кочевников, по восшествии на престол нового императора, должны были отвешивать поклоны, повернувшись в сторону Пекина. Западный сосед - тангуты, поддерживал с Цзинь довольно хорошие отношения. После восстания в Цзинь в 1201 г, отношения между державами заметно охладели (чжурчжэни подозревали Ся в помощи мятежникам). 

В 1205 г. после полувекового перерыва возобновились открытые столкновения с монголами. Отряды монголов напали на Цзинь и нанесли поражение пограничным отрядам чжурчжэней. Тангуты, выступившие на соединение с цзиньцами, опоздали.