Великая Китайская Стена – это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась от Ляодунского залива через Северный Китай в пустыню Гоби. Расстояние от одного конца Стены до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от Великой Китайской Стены другие крепостные валы, то получится 6000 – 6500 км.Ширина верхней части Стены делала ее еще и дорогой для военных частей. Одновременно по Стене могли идти в ряд 5 пехотинцев или кавалеристов.
Три Великие Китайские Стены
Строительство Великой Китайской Стены началось в VII в. до н.э. властителями небольших государств, которые строили земляные валы вокруг своих территорий. За всю историю Китая существовало три Великих Стены (каждая протяженностью 5000 км), строительство которых заняло более 2000 лет. Первая Великая Китайская Стена была построена при императоре Цинь Шихуанди, известном объединителе китайской земли, и задумывалась как доказательство власти и величия императора, а также как укрепление против набегов монголов. Император Цинь Шихуанди поручил работу самому удачливому генералу – Мэн Тяню. На строительстве Великой Китайской Стены было занято 500 000 человек, среди которых было много ученых-конфуцианцев. Император стремился уничтожить это религиозное учение, поэтому все его последователи были закованы в кандалы и отправлены на стройку. Таким образом, Великая Китайская Стена фактически была построена на костях людей, согнанных со всей страны. Именно поэтому в народе она стала называться «самым длинным кладбищем мира» или «стеной слез». Стена шла через пустыни и болота, по горам. По всей ее длине стояли войска, а военное значение Великой Китайской Стены было огромным. Со сторожевых башен можно было распространить информацию от одного конца до другого за сутки. Для страны тех времен это была огромная скорость.
Вторая Великая Китайская Стена была построена в период с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. императорами династии Хань для защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на Китай и разрушали Великую Стену. В это время земляные валы были укреплены камнем. Для строительства третьей Великой Китайской Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек. На отдельных участках строили до 10 стен одновременно. Некоторые участки полностью разбирались, возводился фундамент, а после – участок стены. Каждая из башен Великой Китайской Стены должна была находиться в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня. На всем протяжении от Стены до города располагались опорные пункты на расстоянии одного конного перехода, где гонцы с известиями отдыхали и меняли лошадей.
История Великой Китайской Стены
Сами китайцы для поездки на стену употребляют слово «подниматься, восходить». И это неудивительно, ведь Великая Китайская Стена состоит из множества ступенек, которые ведут вверх и вниз в зависимости от рельефа местности. При этом особенностью подъема на Стену является отсутствие вершины. Раньше Великая Китайская Стена действительно была препятствием на пути каждого, кто стремился попасть в страну. В Стене было сделано несколько специальных пропускных пунктов, которые закрывались на ночь и не должны были открываться ни при каких обстоятельствах. Исключения не делалось даже для императора. До получения разрешения от вышестоящих органов никто не мог проехать внутрь или выехать за пределы Китая. Этот процесс затягивался на много месяцев, поэтому вокруг пропускных пунктов располагались палатки ожидающих. Только в 1644 г. после завоевания Китая маньчжурами и прихода к власти новой династии Великая Китайская Стена стала не нужна и была заброшена. Под влиянием времени и погодных условий она постепенно разрушается. К тому же местные жители используют кирпичи в качестве строительного материала для своих построек. В 1962 г. Великая Китайская Стена была внесена в список национальных памятников Китая, а в 1987 г. - в список культурного наследия ЮНЕСКО.